Главная

Зарплатное задание ("БЧ" от 06.04.2018 №14)

 

Профсоюзы и Минобразования выступают за пересмотр системы оплаты труда педагогов

Соответствующее заявление прозвучало в ходе VII пленума Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Александр БОЙКО:

«В бюджетной сфере давно назрела необходимость изменения действующей системы оплаты труда».

Болевые точки

Низкая зарплата учителей уже давно стала величиной постоянной при обсуждении проблем системы образования. Без грустной констатации - «уровень доходов педагогов несоразмерен с доходами в промышленности» - не обходится ни одно важное совещание как в отраслевом профсоюзе, так и в профильном министерстве.

Стороны стараются исправить ситуацию, насколько позволяют возможности. Достаточно вспомнить недавнее 30-процентное повышение тарифных ставок неостепепенным преподавателям вузов. (Последний раз этой категории работников зарплаты поднимай 6 лет назад.) Или упрощение процедуры аттестации педагогов, на которой также завязан уровень доходов. Или проект по нормативному финансированию: уже сегодня он демонстрирует рост зарплат в школах и детсадах, где его практикуют. Однако точечных корректировок все же недостаточно.

В бюджетной сфере давно назрела необходимость изменения действующей системы оплаты труда, - отметил на VII пленуме Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки его председатель Александр Бойко. Почти точь-в-точь эту фразу произнес, выступая перед участниками пленума, и министр образования Игорь Карпенко. Социальные партнеры в очередной раз обозначили болевые точки для отрасли, в том числе - низкий уровень зарплат «дошкольников» и необходимость доплачивать ряду работников до уровня «минималки». В среднем педагоги зарабатывают сегодня 673,5 рубля, но есть среди них и те, кто зарабатывает еще меньше. «'Это касается как рабочих профессий, так и квалифицированных специалистов, - уточнил Александр Бойко. - Соотношение средней зарплаты учителей и средних доходов по республике составляет 82,6%, работников отрасли в целом - 68,4%, а профессорско-преподавательского состава -121,1%».

Игорь Карпенко, в свою очередь, подчеркнул, что его крайне волнуют низкие доходы в дошкольном звене. По словам министра, сейчас идут переговоры с Минфином и Минтруда и соцзащиты насчет того, чтобы к новому учебному году поднять оклады воспитателям и помощникам воспитателей, а также педагогическим работникам. На сколько - уточнять пока не будем: переговоры еще не завершены и забегать вперед не имеет смысла. Но нынешняя попытка, в отличие от многих предыдущих, имеет неплохие шансы на успех. О необходимости повышения доходов учителей недавно высказался Президент Александр Лукашенко, потребовав от чиновников выполнить поручение в кратчайшие сроки.

Аттестация экстерном?

Во время пленума Александр Бойко сообщил, что профсоюзом рассмотрены проекты Указа Президента «О совершенствовании оплаты труда работников бюджетных организаций» и постановления Совета Министров «Об оплате труда работников бюджетных организаций». В целом профсоюз документы принял, но попросил их доработать.

«Представленные проекты упрощают механизм расчета зарплаты работников бюджетной сферы, но вызывают обеспокоенность в плане возможного увеличения стимулирования труда работников, находящихся на контрактной форме найма, отдельным категориям молодых специалистов, доплат за ученые степени и звания. Мы считаем, что данные проекты требуют разъяснений и тщательной доработки», - пояснил председатель ЦК отраслевого профсоюза.

Терять доплаты сейчас действительно нельзя - это выгодный механизм поддержки кадров, что хорошо видно на примере молодых специалистов. В министерстве и профсоюзе считают, что именно усиление материального стимулирования помогло закрепить кадры на местах. Если в 2016 году после отработки в отрасли оставалось 66% специалистов, то в прошлом году - уже 73%. Чтобы еще больше заинтересовать начинающих педагогов, Игорь Карпенко предложил в очередной раз смягчить процесс аттестации. Например, позволить талантливым учителям претендовать на вторую квалификационную категорию не через дна года, а через полгода или год. Участники пленума встретили идею аплодисментами. К слову, напомним, что первые серьезные подвижки в прохождении аттестации были сделаны в конце мая прошлого года, когда Совмин отменил обязательное, раз в пять лет, подтверждение высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист».

Также на пленуме говорили о недочетах в охране труда (во многих учреждениях потребности в СИЗ закрыты на 50-70%), о молодежных инициативах, дополнительном образовании, поддержке ветеранов.

Дополнительная информация