Главная

Заседание областного Совета ветеранов 05.05.2017

 

05.05.2017 на базе Могилевского обкома профсоюза работников образования и науки состоялось расширенное заседание Могилевского областного Совета ветеранов труда отрасли и Белорусского профсоюза работников образования и науки.

На протяжении многих лет областной Совет возглавляла Аврамова Л.А. По состоянию здоровья Лариса Алексеевна передала свои полномочия Луговской Ольге Ивановне, которая ранее была председателем профкома ГУО "Кадинская средняя школа" Могилевского района, председателем районного Совета ветеранов труда отрасли Могилевского района.

Аврамова Л.А. осталась членом областного Совета.

Поздравляем Ольгу Ивановну с избранием!

Давай поговорим по душам ("Республика" от 20.04.2017 №75/6723)

Как могилевский эксперимент шагает по стране

Бесплатное образование тоже стоит денег. Причем немалых. Что удивительно, самым дорогим может оказаться содержание отнюдь не элитных гимназий, а небольших школ в глубинке. При этом список учебных пособий, программ и мебели практически любым СШ нужно пополнять постоянно. Вот только распределительная система ассигнований не всегда позволяет в полной мере получить все и в желаемом объеме.

Чтобы экономическая эффективность школ, лицеев, гимназий стала выше, в стране решили изменить сам подход к делу финансирования образования. И за точку отсчета взять уже конкретного ученика. В Могилевской области в 2015-м первыми этот пилотный проект обкатали три школы. С этого года на нормативное («подушевое») финансирование перешли 642 школы и гимназии страны.

Замдиректора гимназии Светлана Козлова не скрывает, что финансовый эксперимент для них - дело новое, но тем и интересное. Учитывая, что средствами, которые идут на развитие образовательного процесса, они начали распоряжаться сами, в штат пришлось ввести единицу бухгалтера. А точкой отсчета стала предложенная и выверенная специалистами формула расходов: 1108,76 рубля на обучение одного школьника. Год от года эта сумма меняется. Больше или меньше она может быть и в зависимости от того, учится ребенок в начальной школе или средней, специализированном классе или обычном. К слову, всего в гимназии - 817 ребят. Профили самые разные: одни углубленно изучают математику, другие - английский, третьи - химию. Потому дирекции пришлось поломать голову над тем, чтобы количество учеников в классе было примерно равным, однако каждый ребенок при этом мог следовать выбранному курсу. Но самое главное - уложиться в заданные параметры по содержанию школьника и найти резерв на другие нужды. Бухгалтер Татьяна Астапкова рассказала, что за время эксперимента гимназия заметно пополнила свою материально-техническую базу:

- За два предыдущих года мы закупили восемьдесят комплектов ученической мебели, более сорока шкафов, тринадцать классных досок, семь компьютеров. В учебных кабинетах появились новые жалюзи, в спортзале - волейбольные мячи и гандбольные сетки. Заменены огнетушители. Этот перечень можно продолжать и дальше.

В 2016-м к пилотному проекту подключились уже все сорок четыре школы Могилева. К слову, финансовый год - в отличие от учебного! - начинается с 1 января, потому сегодня можно подвести итоги уже двух лет эксперимента. В целом они не разочаровали. Тем более что в условиях финансовой свободы появилась возможность большей материальной заинтересованности учителей: новый подход дает свободу выбора и в деле поощрения педагогов. Хотя и это еще не все. Если раньше сокращение ставок автоматически грозило сокращением объема финансирования, то сейчас школы сами решают, что для них лучше: больше штат, но меньше нагрузка на учителя или наоборот. Выделенные средства в любом случае никто не заберет. Педагоги еще одного «пионера» проекта - Осиповичской СШ № 1 - воспользовались возможностью применения отраслевых выплат. Например, теперь на доплату к зарплате могут рассчитывать учителя, которые преподают предмет на повышенном уровне, работают с одаренными детьми и так далее.

Эксперимент как лакмусовая бумажка проявил и некоторые «но». Школы с хорошей наполняемостью в новых условиях неизменно остаются в хорошем плюсе. А вот малокомплектным вписаться в заданный объем ассигнований уже сложнее. Конечно, остается возможность обратиться с просьбой о финансовой поддержке. Но, если расходы на ученика «хронически» в разы выше нормы, приходится искать иные решения. В минувшем году, скажем, в Могилеве объединили две школы в одну. В каждой учеников было меньше минимума, причем стояли СШ буквально в нескольких метрах друг от друга. Содержать их в таком виде дальше было бы слишком затратно и бесперспективно. В итоге площадей одной из школ вполне хватило, чтобы принять всех учеников. Сбоя в учебном процессе при этом нет.

- Идея «точного» финансирования школ ненова. По такой схеме они сегодня работают в некоторых странах Европы, подобная практика есть и в соседней России, - поделилась заведующая финансово-экономическим сектором управления образования Могилевского облисполкома Светлана Харченко. - Конечно, везде есть свои особенности. Суть пилотного проекта в нашей стране как раз и заключается в том, чтобы проверить его работоспособность. Если потребуется - внести коррективы, дополнения.

С начала 2017-го экспериментальный «полигон» расширился до масштабов всей Могилевской области. На нормативное финансирование перешли 356 школ, гимназий, лицеев. Примерно половина районов при этом в заданную норму финансирования не укладывается: расходы на содержание школ в них выше норматива. Утверждать при этом, что разбежка со знаком минус коснулась лишь маленьких районов, нельзя. Если, допустим, небольшой Хотимский район с трудом примеряет на себя новую учебную «мантию», то сопоставимый с ним по размеру Дрибинский в ином подходе к финансированию образования уже нашел немало выгод и преимуществ. Светлана Харченко поделилась наблюдениями:

- Практика показывает: для того чтобы новый экономический подход давал эффект, в классах городских школ должно быть не меньше 21 ученика, сельских - от 7. Эксперимент также дает повод задуматься о целесообразности открытия того или иного класса, группы.

Замначальника управления социально-экономического развития Министерства образования Светлана Дормешкина пояснила, что конечная цель проекта - справедливое, прозрачное распределение бюджетных средств, направленных на развитие общего среднего образования, увеличение зарплаты педагогических работников, улучшение материально-технического сопровождения образовательного процесса. Эксперимент проходил в Барановичах, Жодино, Могилеве, Новополоцке, Скиделе, в Лидском районе, Советском районе Гомеля и Первомайском районе Минска. До недавнего времени в нем участвовали 188 школ и гимназий. А с нынешнего года на нормативное финансирование перешли 642 СШ и гимназии страны.

В целом пилотный проект показывает положительные результаты. Однако окончательную оценку давать еще рано. Первые итоги большого финансового эксперимента планируется подвести через год. И только после тщательного изучения полученных результатов будет принято окончательное решение: брать полученный опыт по нормативному финансированию школ за основу или нет.

Дополнительная информация